Что такое и зачем нужно критическое мышление?
Критическое мышление – это способность анализировать, делать свои собственные выводы о том, правда ли то, что мы услышали, действительно ли все так, как об этом говорят. Иными словами, это умение анализировать информацию и составлять своё собственное мнение на счёт конкретного события, высказывания и др.
Дети не способны различать правду от лжи, первостепенные и неважные вещи. Они внушаемы. Их мнением легко манипулировать. В младшем возрасте ребёнок всецело доверяет своим родителям и всеми, что они говорят. Однако это не может продолжаться бесконечно. Наступает момент, когда ребёнок узнаёт, что взрослые могут ошибаться. Не всё сказанное ими является истиной. В этот момент важно показать, что ребёнок может и должен сам делать выводы, анализировать и принимать самостоятельные решения.
Что значит мыслить критически
Уже в младшем школьном возрасте ребёнок начинает работать с критическим мышлением. Этому свидетельствует простой, но частый вопрос из уст ребёнка – «почему?». Его интересуют причины, правила, явления. Он делает первые попытки их оценить самостоятельно, а не вторить словам родителей, что это хорошо или плохо.
К подростковому возрасту умение здраво оценивать ситуацию и обстоятельства позволят избежать неприятностей, связанных с плохими компаниями и хулиганскими поступками.
Процесс критического мышления имеет несколько стадий. Для начала информация получается, далее идет ее переработка и анализ, на основании которых и делаются выводы. Следующие этапы – это принятие решение и формирование своего личного отношения. Критическое мышление позволяет ребёнку легко формулировать и обосновывать принятое решение.
Читайте также: Развивающие занятия с ребенком 2-3 лет
Приемы, способствующие развитию критического мышления у детей
Существует множество методов и приемов, которые позволяют развивать умение мыслить критически.
Отвечайте на вопросы ребёнка. Для того, чтобы изучить причинно-следственные связи, дети задают взрослым очень много вопросов. Благодаря полученному ответу они могут анализировать и делать выводы. Это и есть развитие. Эффективным будет не только отвечать на вопросы, но и самому задавать их. Спрашивайте, какой краской нарисован рисунок и почему именно её выбрал ребёнок. Интересуйтесь, как он справился со сложностями и как можно было бы ещё решить проблему и т.д.
Покажите на личном примере, что сомневаться – это норма. Ребёнок может услышать мнение о том, что купание – это опасно, у него сложится стереотип, что купание – зло и он начнет бояться воду. Покажите, что это не совсем так. Посмотрите с ним ролики о пользе плавания, фильмы о знаменитых пловцах. Но в это же время нужно рассказать о том, что баловство на воде может привести к трагедии. Дайте возможность ребёнку среди всего обилия информации и противоречивости мнений сделать свой собственный вывод, сформировать своё мнение. Такой подход поможет понять, что слепая вера всему сказанному и услышанному – это не норма, так быть не должно. А здоровое сомнение и поиск истины – это норма.
Умение аргументировать – это крайне важный навык, который полезен и ребёнку, и во взрослой жизни. Аргумент – «так все говорят» или «потому, что я так сказал» – это не рабочая схема. Делая замечание ребёнку или высказывая просьбу, важно приводить аргументы, чтобы ребёнок понял позицию взрослого и мог со своей стороны оценить их справедливость. Таким образом можно научить ребёнка видеть проблему, оценивать действия и желания с разных сторон.
Учите ребёнка отделять главное от второстепенного, факт от мнения. Для того, чтобы сделать выводы, важно видеть основную мысль, посыл. Развить навык поможет чтение. Читайте с ребёнком, анализируйте прочитанное. Учите выделять среди всего потока информации ту, которая несет основную мысль.
Если хотите, чтобы ребёнок вырос уверенным в себе, решительным и готовым отстоять своё мнение, позволяйте ему самостоятельно принимать решение и не навязывайте ему стереотипное мышление.