О готовности ребенка к обучению чтению
Прежде, чем спешить с обучением чтению, важно понять, насколько ребенок готов к этому.
Развитие ребенка – это сложный и последовательный процесс. На него влияет огромное количество факторов. Ускорить процесс познания мира и развития способностей не представляется возможным.
В 3-4 года ребенок в силу своих особенностей не может различать такие понятия, как буква, звук, слог, слово. Вполне возможно, что ребенок этого возраста может запомнить написание какого-то конкретного слова, к примеру – своего имени. Однако прочитать слово и понять смысл прочитанного ему еще не по силам.
Последовательное развитие ребенка к 6-7 приведет к тому, что у него появится интерес к чтению, желание научиться составлять из букв слова.
Когда начинать обучение чтению?
Показателями того, что ребенок готов учиться читать, являются следующие признаки:
- Речь ребенка понятна, он активно разговаривает, понимает значение произносимых им слов. В разговоре преобладают полные предложения.
- Ребенок умеет различать на слух звуки, у него развился фонематический слух.
- Речь ребенка чистая, нет шепелявости, картавости, не допускает ошибок в произношении звуков.
- У ребенка сформировано пространственное мышление, он ориентируется, где верх и низ, в чем отличается лево и право.
- Ребенок проявляет усидчивость, способен концентрировать внимание на какое-то время, выполняя монотонное задание.
- Проявляет интерес к книгам, чтению. Ни в коем случае нельзя начинать занятия с принуждения. Это может привести к совершенно противоположному результату.
В идеале начинать обучение чтению в ситуации, когда ребенок имеет все вышеперечисленные признаки. Однако даже при присутствии даже части из них, можно медленно приступать к первым урокам.
Алгоритм обучения ребенка чтению по слогам
Стоит начать знакомство с миром букв, звуков и слов с небольших занятий. Хорошо, если это будет совмещено с прогулкой. Можно выкладывать буквы из камушек, можно рисовать палочкой на песке. Важно показать ребенку, что мир букв окружает нас повсюду, буквы встречаются нам везде. Пусть он ищет знакомые уже буквы на вывесках во время прогулки, это поможет закрепить полученные знания.
Не стоит проводить длительные первые занятия. Пусть они ограничиваются 10 минутами в день. Не стоит силой заставлять ребенка сесть за книги, пусть это будет в игровой форме, в форме приключения.
Главный принцип при обучении детей – это движение от простого к сложному. Для первых занятий стоит выбирать слова, в которых слоги повторяются (ма-ма, па-па, ба-ба, дя-дя). Когда он усвоит такие конструкции, можно предлагать более сложные варианты.
Пусть игровая форма присутствует в каждом занятии. Используйте яркие кубики, наглядные магнитные азбуки, другие материалы. Книги должны быть с красочными, запоминающимися картинками. Ассоциативное мышление в таком возрасте – это нормальное, естественное явление. Пусть ребенок проводит аналогии буквы с картинкой, это поможет ему быстрее их запомнить «А» — арбуз, «Б» — бабочка, «В» — ворона. Однако важно не переусердствовать, чтобы у ребенка не сложилась стойкая привязанность буквы к одному и тому же слову. Поэтому на разных занятиях выбирайте разные картинки к одной букве «А» — автобус, арбуз, ананас, аист и др.
Как и при любом другом обучающем процессе, обучение ребенка читать по слогам не может быть эффективным без постоянного повторения уже изученного.
Помните, что для взрослого чтение – это естественный процесс, а для ребенка – это целый новый мир.