Новый этап в жизни ребенка начинается в тот момент, когда он идет в школу. Задача родителей сделать так, чтобы этот этап прошел легко. Именно психологическая подготовка к школе играет важную роль в том, насколько быстро он сможет адаптироваться к новым условиям.
Под психологической готовностью стоит понимать уровень психологического ребенка, достаточный для того, чтобы он мог усвоить школьную программу в коллективе детей одного с ним возраста.
Стоит рассматривать многочисленные показатели готовности: умственную, речевую, эмоциональную, физическую, коммуникативную, мотивационная и др.
Что стоит понимать под интеллектуальной готовностью ребенка к обучению в школе
Показателями умственной или интеллектуальной готовности являются такие способности ребенка, как концентрация внимания, умение аналитически мыслить, запоминать, обобщать, сравнивать и т.д. Ребенок, который идет в школу должен уметь воспроизводить по образцу, уметь мыслить образно и пространственно.
Важно, чтобы ребенок имел стремление к учебной деятельности, понимал важность выполнения поставленной задачи, умел правильно держать ручку и карандаш, мог манипулировать мелкими предметами, пользоваться ножницами. Маленький школьник должен знать элементарные сведения о себе, своей семье, понимать пространственные понятия (верх, низ, лево, право, вперед, назад и др.).
Речевая готовность к школе
Тяжело переоценить важность речевого развития ребенка, поступающего в школу. Он должен к первому классу четко произносить все звуки. Необходимы навыки правильного образования словоформ, правильное грамматическое построение высказываний.
В школе необходимо наличие у ребенка умения связно рассказывать и пересказывать. Он должен идентифицировать и называть по порядку звуки, делить слова на слоги.
Важна ли мотивация для будущего школьника
Под мотивацией для ребенка, который готовиться к школе, стоит понимать его желание учиться, стремление пойти в школу, стать учеником.
Формирование мотивационной готовности происходит благодаря игровой деятельности, общению на тему школы со взрослыми и старшими детьми, во время занятий с педагогом.
Мотивационная готовность проявляется в готовности ребенка выполнять поручения, стремление к ответственности и серьезное отношение к занятиям.
Роль эмоционально-волевой готовности ребенка к школе
Здесь важными показателями являются как эмоциональные проявления ребенка, так и его способности к длительному, монотонному, не всегда интересному заданию.
Будущий школьник должен уметь контролировать свои эмоции, импульсы, внешние и внутренние порывы. Он должен осознавать, что существуют правила, которые необходимо соблюдать.
Важным показателем эмоционального готовности является адекватное отношение ребенка к своим успехам, результатам деятельности, к своим способностям. С этим помогут индивидуальные занятия с психологом.
Физическое здоровье как важный момент в готовности к школе
Полноценное формирование психологического здоровья ребенка неразрывно связано с его физическим состоянием. Здоровье детей напрямую связано с их возможностью к самообслуживанию, что играет важную роль в школьной жизни.
Физически здоровый ребенок имеет устойчивую психику, способен самостоятельно одеться, переодеться на физкультуру, поесть в столовой, убрать недочеты во внешнем виде, своевременно отпроситься в туалет и т.д.
Коммуникативные способности ребенка
Общение – это естественная потребность человека. Коммуникативные навыки ребенка, идущего в школу, помогут ему выстроить взаимоотношения в новом коллективе как со сверстниками, так и со взрослыми — с учителями.
Коммуникативная готовность – это и способность ребенка выполнять в группе детей роль ученика.