Важнейшим навыком развития ребёнка является речевой навык. Однако сегодня все чаще родители испытывают тревогу, так как у детей возникают определенные сложности в этом вопросе и обращаются к нам по вопросам коррекции речи. Рекомендуем прочитать статью о способах развития речи детей.
Как научить ребенка говорить
С первых дней жизни у ребёнка начинается формирование речи. Он начинает слышать звуки и голоса окружающих его людей и, в первую очередь, голос родителей. Единственная доступная ему форма речи на данном этапе – это крик. К трем-четырем месяцам у ребёнка формируется речевое дыхание. Теперь он может гулить и протяжно воспроизводить гласные звуки.
На этапе формирования речи тяжело переоценить общение с родителями. Причем это не только слуховое восприятие, но и зрительный контакт, тактильный, а также двигательная активность. Слушая родителей, ребёнок запоминает интонации, мелодику речи, выразительность. Он, пусть и пассивно, но накапливает словарный запас. Взрослая речь – важный инструмент речевого развития ребёнка.
Основные периоды развития речи ребёнка
Научиться говорить – это не легкий процесс, который происходит по алгоритму. С ростом ребёнка усложняются и его механизмы.
До года ребёнок только агукает и кричит, лепечет. Но это не значит, что этим ограничивается его речевое развитие. В этот период он активно накапливает слова в свой словарь, который пригодится ему чуть позже, когда он сможет их воспроизводить.
Старше года ребёнок начинает произносить слова. Первых слов может быть не так много, до двух лет запас находится в пределах от 20 до 200 слов. Такая большая разбежка связана с тем, что каждый ребёнок индивидуален и речевое развитие происходит своим, индивидуальным темпом, у кого-то – быстрее, у кого-то медленнее.
Активная фаза роста словаря ребёнка приходится на возраст от трёх до четырёх лет. Чаще всего в таком возрасте речь строится не на отдельных словах, а на предложениях и фразах. Происходит восприятие себя как личности. Ребёнок говорит о себе «Я».
Эффективные способы развития речи детей
В раннем развитии речи ребёнка важными факторами являются:
- осязание— массажи, игры с игрушками, тактильный контакт с мамой;
- слух — мелодии, мамин голос, звуки природы, бытовые звуки, мурлыканье кота и др.;
- зрение — яркие цвета, контрастные рисунки, движущиеся люди, предметы и др.;
- вкус — молоко мамы, чистая вода, пища различных вкусов и консистенции;
- обоняние — запахи, ароматы, в том числе запах мамы;
- движения — повороты головой, движение ногами и руками, ползание, сидение, ходьба;
- мелкая моторика — изучение пальчиками мелких предметов, держание в руках карандашей, применение зубной щетки, чашки, ложки и др.
В связи с тем, что двигательный и моторный центр в мозге размещены рядом, развитие мелкой моторики очень продуктивно сказывается и на речи ребёнка.
Когда нужна помощь специалистов дефектологов
Если у ребёнка были выявлены задержки в речевом развитии, важно вовремя обратиться за помощью к педиатру, логопеду или дефектологу. С их помощью можно установить причину расстройства и комплексно на неё воздействовать.
В раннем возрасте показателем для обращения за помощью к специалистам является отсутствие гуления и лепета. Далее стоит насторожиться, если ребёнок не выговаривает окончания, сокращает слова. С возрастом показанием для консультации будут служить такие факторы, как неумение согласовывать слова в фразах и предложениях.
В таких ситуациях консультация логопеда или дефектолога позволит выяснить причину и начать работу по ее устранению.