Эмоции – это сложные модели поведения людей. Они возникали постепенно в процессе эволюции человека.
Эмоциональный интеллект для детей – это важный фактор, позволяющий заводить новых друзей, избегать конфликтных ситуаций, учиться адаптироваться в социуме, чувствовать себя счастливым человеком.
Каждая эмоция, будь то позитивная или негативная, имеет физический, психический и поведенческий компоненты. Такие эмоции, как страх и спокойствие знакомы ребёнку ещё с утробы матери. Ещё до рождения при тревожных состояниях ребёнок вертится в животе, а когда всё хорошо – сосёт палец. Эти же состояния испытывает ребёнок и уже после рождения. В моменты, когда ему страшно, он испуган – у него начинает сильнее биться сердце, появляется желание сжаться в комочек, спрятаться куда-то.
Понимание собственных чувств и эмоций, работа над ними — это важнейшая составляющая нормального развития ребёнка. Дети должны научиться не только понимать и принимать свои чувства, но и сопереживать другим, а также адекватно выражать свои эмоции.
Эмоциональное развитие детей от рождения до трёх лет
Радость и страх – это первичные эмоции ребёнка после рождения. Чуть позже он начнёт подражать эмоциональному состоянию взрослых и улыбаться в ответ. Регулировать эмоции дети первого года жизни не могут.
Со второго года вместе с пополнением словарного запаса расширяются и возможности малыша проявлять свои эмоции. Он уже может выразить своё отношение к человеку, учиться сопереживать другим.
Сформировать свои эмоциональные переживания ребёнку трёх лет ещё сложно. Однако в этом возрасте дети уже могут манипулировать взрослыми и окружающими, используя различные способы выражения эмоций. Не всегда это выражение действительно совпадает с тем, что чувствует он на самом деле.
Дети 4-5 лет и особенности их эмоционального развития
Данный возрастной период у большинства детей связан с посещением детского сада. Здесь ребёнок сталкивается с массой новых впечатлений, с собственными новыми эмоциями и проявлениями эмоций сверстников. Чаще всего они непонятны для малыша, вызывают у него противоречивые чувства.
Многие дети этого возраста уже могут противостоять конфликту, избежать его, но многим нужна помощь взрослых. Именно взрослые должны научить детей этого возраста как нужно урегулировать конфликт, как вести себя, как проявлять свои эмоции и как реагировать на отрицательные эмоции другого ребёнка.
Эмоциональное развитие ребёнка дошкольного возраста
Дошкольный возраст – период активного эмоционального выражения детей. Огромное количество эмоций и чувств дети пытаются не только распознать, но и передать окружающим.
Постепенно агрессия и импульсивность уступают место волевым проявлениям. Приходит понимание, что не всегда демонстрация эмоций помогает добиться поставленной цели. Приходит осознание, как нужно управлять своими чувствами.
В этот период очень важна поддержка семьи и родителей. Важно, чтобы жизнь ребёнка была насыщена лаской, объятиями, беседами по душам.
Замкнутость и сокрытие эмоций может привести к тому, что ребёнок уже во взрослом возрасте не будет уметь выражать своих чувств, он станет застенчивым, ему будет сложно в общении, он не сможет найти себе друзей.
Развитию эмоциональной сферы ребёнка способствуют занятия творчеством, рисованием, лепкой, конструированием, общение со сверстниками, родительское внимание и забота.