Развитие эмоций в дошкольном возрасте
Дошкольный возраст– это период активного развития ребёнка как личности. У его появляются новые формы социальной занятости, он идёт в сад, посещает развивающие, творческие кружки и спортивные секции, активно контактирует с новыми для него взрослыми, со сверстниками. Он стремится проявить себя в новых формах: рисовании, лепке, танцах, гимнастике, футболе и др.
Эмоциональная сфера теперь зависит не только от ситуации, но и от её оценки окружающими, а также от усвоенных нравственных норм. Ребёнок 4-5 лет уже прекрасно понимает, что такое хорошо, а какие поступки не являются нормой. Поэтому он вполне способен оценить свои поступки относительно их нравственной составляющей. Так начинает зарождаться эмоциональная саморегуляция.
Читайте также: Социальное развитие детей 3-4 лет
Игра как основа эмоционального и личностного развития дошкольника
По-прежнему основной деятельностью детей остаётся игра. Однако она уже не является предметной, а всё больше переходит в сюжетно-ролевую. Всё так же, как и раньше, игра остаётся видом эмоциональной деятельности. Она связана с его настроением и вдохновением. Здесь можно проследить, какие у ребёнка уже установились эмоциональные привычки, какую эмоцию у него вызывают те или иные события. Благодаря игре развивается его эмоциональный опыт.
Задачей взрослых в этот период является не подавление тех эмоций ребёнка, которые кажутся взрослым не правильными, а направление их в нужную сторону. Важно помочь ребёнку осознать, что любая эмоция – это норма. Она имеет право существовать. Именно взрослый должен помочь ребёнку понять, как справляться с эмоциями.
Рекомендуем прочитать: Интересные игры с английским алфавитом
Эмоциональное развитие ребёнка дошкольного возраста
Со временем дети учатся выражать эмоции экспрессивными средствами — интонацией, мимикой, жестами. Благодаря их развитию ребёнку становятся более понятными эмоции другого человека. Это позволяет ему сопереживать.
Если говорить о ключевых моментах касательно эмоционального развития ребенка 4-5 лет, то ими являются:
- восприятие и использование социальных форм выражения эмоций;
- формирование чувства долга;
- развитие эстетических, интеллектуальных и моральных чувств;
- осознанность эмоций благодаря их проговариванию;
- по эмоциям можно судить о психическом и физическом состоянии ребёнка.
Как помочь в эмоционально-личностном развитии детей 4-5 лет
При проведении развивающих занятий, направленных на совершенствование эмоционально-личного развития дошкольников, нужно опираться на два основных вектора:
- помощь ребёнку в распознавании эмоций;
- обучение правильному выражению эмоций.
Наиболее эффективными средствами для вышеуказанных целей будут применение сюжетно-ролевых игр, развитие воображения на основании игровой деятельности, прослушивание музыки и её обсуждение, чтение и обсуждение сюжета, поступков героев и др., применение игр на коммуникацию, а также подвижных игр.
Благодаря налаженным взаимоотношения с родителями и близкими, у детей активно развиваются нравственные, эстетические, познавательные чувства.