Четвертый год жизни ребенка связан со значительным скачком в его развитии. Многочисленные изменения происходят в его речи. Ребенок 3-4 лет начинает проявлять повышенный интерес к звукам. Они начинают активно разговаривать, воспроизводить многочисленные звуки, доступные им.
В этом возрасте родители должны обращать внимание на то, как хорошо удается их детям проговаривать звуки родного языка. Стоит обращать свое внимание на речь ребенка, ее связность, четкость и если есть какие-либо поводы для беспокойства лучше обратиться за коррекцией речи.
Читайте также: Как развить речевые навыки ребенка?
Речь ребенка 3-4 лет
Нет поводов для беспокойства тем родителям, дети которых:
- активно говорят, пытаясь воспроизвести услышанные звуки и слова;
- составляют простые фразы, предложения;
- называют действия;
- повторяют за взрослыми;
- знают песенки или любимые стихи наизусть;
- знают и умеют назвать свое имя, фамилию, имена родителей и близких людей;
- понимают сложные предложения, с интересом вступают в простой диалог.
Различия между нормами для девочек и мальчиков очень условны. И те и другие в равной степени могут быть молчаливыми. Каждый родитель сам способен сделать вывод, какой уровень развития речи у его ребенка. Важно в этом возрасте много разговаривать с детьми, следить за четкостью и правильностью своей речи. При чтении книг и стихов делать это выразительно, не сюсюкать.
Не стоит переживать, если ребенок в таком возрасте не выговаривает такие сложные звуки, как «Р», «Л», «Ш», «С», «Ф». Такие звуки требуют постановки в более позднем возрасте.
Важно обратиться к специалисту в трехлетнем возрасте в ситуации, если ребенок совсем не говорит. Еще одним важным фактором для обращения к логопеду является отсутствие речи у ребенка, имевшего заболевания или травмы.
Благодаря своевременному обращению можно получить консультацию относительно актуальности логопедических занятий для ребенка.
Почему нарушается речевое развитие детей 3-4 лет
Причин, которые являются факторами замедляющими речевое развитие ребенка, множество. Они могут быть как медицинского плана, так и социальными. Наиболее частыми причинами медицинского характера являются перенесенные болезни самого ребенка или его матери будучи беременной, травмирование ребенка (особенно головы), наследственная предрасположенность, артикуляционные особенности и др.
Из социальных факторов наиболее серьезными являются отсутствие общения с ребенком, когда родители не заинтересованы в общении с ним. Неправильная речь взрослых, общение в манере «сюсюкания» также приводит к ошибкам в речи. Настойчивое требование от ребенка 3-4 лет правильно произносить сложные звуки типа «Р» может привести к неправильной артикуляции и тд.
Когда ребенку 3-4 лет нужны логопедические занятия
Родителям малыша 3-4 лет стоит обратиться за проведением логопедических занятий в случаях, когда ребенок:
- не реагирует, не отзывается на свое имя;
- не понимает простых просьб;
- не интересуется новыми игрушками, все игры построены по одному сценарию;
- не умеет собирать пирамидку;
- не может надеть крупную бусинку на нитку;
- не разговаривает и при этом были травмы заболевания или сложные роды.