Использование товарного знака: условия и ответственность

Бизнес

0 0

Товарным знаком и знаком обслуживания признаётся обозначение, способствующее отличию товаров, работ и (или) услуг одного лица от однородных товаров и услуг других лиц.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные обозначения, включая имена собственные, сочетания цветов, буквенные, цифровые, изобразительные, объемные обозначения, включая форму товара или его упаковку, а также комбинации таких обозначений. Иные обозначения могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Как можно использовать товарный знак?

Право пользование товарным знаком (ТЗ) есть у его владельца. Он вправе не только сам пользоваться им, но и передавать такое право либо запрещать иным юридическим лицам им пользоваться. Не получив разрешения и согласия владельца, никто не получает права пользоваться товарным знаком.

Законодательство нашей страны предусматривает несколько вариантов, при которых использование торгового знака будет считаться правомерным.

Первая ситуация – это использование самим владельцем, второй случай – это использование иным лицом с разрешения собственника, а третий вариант – это использование любым лицом после того, как закончились права у владельца на данный ТЗ.

Рекомендуем к прочтению: 5 эффективных каналов продвижения

Условия использования владельцем товарного знака

Чтобы стать владельцем ТЗ и свободно использовать его, необходимо пройти процедуру регистрации. В РБ законодательно белорусский и иностранный заявитель может получить охрану своего товарного знака, основанного на действующем законодательстве, а также в соответствии с Мадридским соглашением «О международной регистрации знаков».

Для обеспечения охраны своего товарного знака правового характера заявители из РБ должны направить заявку в Национальный центр интеллектуальной собственности, а иностранные агенты могут наряду с этим оформить и международную заявку.

Действующее в нашей стране законодательство не устанавливает обязательное наличие товарного знака, поэтому данное решение принимает сам производитель.

Однако стоит отметить, что при получении регистрации производитель получает право защищать свои права в отношении ТЗ от неправомерного его применения посторонними лицами и участниками рынка.

Читайте также: Имидж и репутация компании: почему они важны

Лицензия как основание для использования товарного знака

Если лицо, которое не является владельцем товарного знака, хочет его использовать, правомерным будет только факт получения согласия от владельца.

Данное согласие может быть оформлено в виде лицензионного договора. В данном документе прописаны все условия, разрешающие использование. В том числе сроки, размер вознаграждения и др.

Для того, чтобы лицензия получила правовой статус, нужно зарегистрировать её в Национальном центре интеллектуальной собственности. В ином случае документ не имеет силы.

После составления лицензии и её регистрации лицо, заинтересованное в его использовании, получает гарантии того, что может на законных основаниях использовать не принадлежащий ему товарный знак.

Основания для использования товарного знака

В некоторых случаях согласие владельца на ТЗ может быть оформлено в виде договора. Здесь в одном из пунктов достаточно прописать согласие.

Примерами таких договоров могут быть следующие:

  • договор подряда – суть документа в предоставлении права использования товарного знака обусловлена необходимостью изготовления партии товара;
  • дистрибьюторский договор – владелец передает право на продажу товара с определенным товарным знаком;
  • франчайзинг – особый вид договора, дающий право на использование товарного знака в предпринимательской деятельности и др.

Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания» от 05 февраля 1993 г. № 2181-XII с действующими изменениями и дополнениями является основным нормативным правовым актом Республики Беларусь, который регулирует регистрацию и защиту товарного знака, определяет права и ответственность.

Следует отметить, что актуальность использования товарного знака с каждым годом возрастает, и является неотъемлемой частью формирования успешного имиджа компаний, организаций.

Поделиться:

Похожие статьи

Все статьи

Профессия социолог: кто это, чем занимае…

Социология — наука, изучающая общественную…
Читать
Бизнес

Что такое расчетный счет и для чего он н…

Расчётный счет — это банковский…
Читать
Бизнес

Эффективные коммуникации в компании

Эффективные коммуникации в компании —…
Читать
Бизнес

Профессия рабочий по комплексному обслуж…

Строительная сфера как никакая другая…
Читать
Бизнес