Заставить современного ребёнка читать – занятие не из лёгких. Самым популярным методом является метод кнута и пряника, когда родители обещают отпустить гулять или дать гаджет только в том случае, если ребёнок прочтёт определенное количество страниц.
Однако есть и более действенные способы повышения читательских способностей школьников. Этим методом является скорочтение. Рассмотрим, какими приёмами скорочтения можно пользоваться для того, чтобы улучшить технику чтения ребёнка.
Ориентир — улучшение внимания у детей
Внимание в процессе чтения играет не маленькую роль, как, впрочем, и в других деятельностях человека. Недостаточная собранность и рассеянное внимание – это злейшие враги школьника, который уселся с книгой, чтобы почитать. Для улучшения такого качества, как внимание, ребёнку можно предлагать выполнять упражнение «Склеенные слова».
Суть задания – прочесть предложения, где все буквы написаны в одну строчку. Здесь нет ни промежутков между буквами, ни знаков препинания. Для того, чтобы ребёнок разграничивал начало следующего предложения, первое слово написано с заглавной буквы. Всё, больше никаких подсказок нет. Ребёнок должен тренироваться на таких текстах.
Развиваем память у ребёнка
Хорошая память у детей позволяет им быстро развивать технику чтения. Как это связано? Очень просто. Когда предложение длинное, прочитав его до конца, ребёнок уже забывает, что было вначале. Чтобы восстановить всю картину целиком, ему нужно снова вернуться в начало и прочесть ещё раз. На это тратиться слишком много времени и чтение замедляется. Когда у ребёнка оперативная память развита хорошо, этого не происходит. Никакие перечитывания ему не нужны.
Оперативную память отлично тренируют специальные таблицы Шульте. Они представляют собой таблицу чисел, расположенных в хаотичном порядке. Главная задача – найти за определенный отрезок времени все числа от 1 до 50 или от 1 до 100. Потом можно это делать в обратной последовательности. Данный вид заданий отлично развивает и периферическое зрение.
Упражнения для расширения поля зрения
Та часть текста, которая чётко воспринимается нашими глазами во время фиксации и является полем зрения. Если ребёнок может охватить небольшую часть текста, ему понадобиться часто бегать глазами по тексту. Одной из задач скорочтения является расширение зрительных границ, чтобы ребёнок единовременно видел сразу большой объем текста.
Для этого можно использовать упражнение под названием «Пирамида». Задача ребёнка – смотреть в центр рисунка, не двигать глазами по строчкам, при этом постараться увидеть не один, а два слога слова. Дальше опуститься на строчку вниз и продолжить упражнение. Так с течением времени зрительное поле ребёнка будет расширяться.
Увеличиваем словарный запас слов у детей
Небольшой словарный запас у ребёнка – это значительное препятствие для приобретения навыков скорочтения. В любом тексте для него будут встречаться сложные, непонятные слова, которые будут тормозить процесс. Понимание текст также будет низким. Чтобы этого избежать, нужно работать над увеличением словарного запаса ребёнка.
С этой целью можно использовать различного рода упражнения. Составить как можно больше слов из букв одного слова, дописать слова к уже существующему сочетанию букв и другие. Множество вариантов подобных заданий можно найти в интернете.
Делаем чтение не наказанием для ребёнка, а приятным времяпрепровождением
Занятия скорочтением для детей в Бресте направлены на то, чтобы превратить чтение из скучного наказания в приятный процесс, доставляющий удовольствие ребёнку.
Для того, чтобы приобрести навыки быстрого чтения, нужно постоянно практиковаться. Постоянные словесные соревнования, атмосфера дружелюбия и единого интереса во время курса скорочтения для детей позволит им открыть новые грани в процессе чтения. Позволит детям увидеть, что чтение – это не скучно и однообразно, а что оно тоже может быть весёлым и увлекательным.