Ранний дошкольный возраст – это период, который характеризуется интенсивным развитием психики ребенка. Все сферы претерпевают существенные изменения. Причиной тому являются многочисленные факторы: речевые навыки, активное общение с родителями, другими взрослыми и сверстниками, а также активный период развития познавательных процессов, которые тесно связаны между собой.
Интенсивное формирование речевых навыков у детей 3-4 лет
Развитие речи детей 3-4 лет напрямую связано с родителями и теми, кто находится с ними в постоянном контакте. Речь влияет непосредственным образом на все познавательные процессы, происходящие в этом возрасте: мышление, восприятие, память, чувства и др. Благодаря формированию речи развивается детская фантазия, воображение, умение анализировать свои поступки и оценивать происходящее.
Стоит отметить, что несмотря на то, что речь детей является ситуативной и направленной на диалог, она уже более сложная и развёрнутая. Запас слов у ребёнка 3-4 лет пополняется в среднем на 1000 слов, меняется и состав речи. Если раньше он состоял из существительных и глаголов, то сейчас активно появляются прилагательные, местоимения, наречия.
Ещё одной особенностью детей 3-4 лет является привычка бормотать в ситуации, когда они заняты какой-либо деятельностью. Это очень важная для развития детей привычка. Благодаря этому ребёнок повторяет, что хочет сделать или что делает, чтобы сфокусировать на этом своё внимание, это помогает строить новые планы.
Воображение и его формирование у ребёнка 3-4 лет
Нельзя сказать, что воображение ребёнка этого возрастного периода отлично развито, но оно активно развивается. Самостоятельно направлять своё воображение дети ещё не могут. Если замысел и появляется, то это происходит спонтанно и зависит от ситуации. Этому могут способствовать сильные эмоциональные переживания, просмотренный мультфильм, новая игрушка, сказка, жизненная ситуация.
Внимание – залог успешной учебной деятельности будущего школьника
Умение сосредотачивать внимание – это очень важный навык, который будет иметь ключевое значение, когда ребёнок пойдёт в школу. От неё будет во многом зависеть успех в обучении. Одной из особенностей внимания ребенка дошкольного возраста можно назвать тот факт, что оно возникает в отношении привлекательных, ярких предметов, событий яркой эмоциональной окраски. Пока сохраняется интерес к данным объектам, к ним приковано внимание ребёнка. Поэтому удерживать внимание долго дети такого возраста ещё не способны. Но данный период является хорошей базой для зарождения произвольного внимания. Этому способствуют игры, развивающие занятия, упражнения в детском саду и дома.
Характеристика памяти детей 3-4 лет
Познавательная активность детей 3-4 лет непосредственно связана с таким понятием, как память. Она у них образная. Чаще всего запоминаются именно те моменты и события, которые вызвали интерес или эмоцию. Но она не краткосрочная, помнятся такие моменты довольно долго.
Активно развивается и двигательная память. Дети способны уже запоминать более сложные элементы танца, гимнастических упражнений. Однако поставить чёткую цель запомнить что-либо ребёнок ещё не способен. Такое запоминание носит механический характер.
Дошкольный возраст – очень важный период становления и развития важных познавательных процессов у детей. Задача родителей – помогать детям, организовывать, контролировать их деятельность.