Развитие психики ребёнка – сложный процесс, который характеризуется длительностью и многовекторностью. На него могут оказывать влияние огромное количество факторов.
Знание и понимание тех процессов, которые происходят у ребёнка, помогут родителям не только лучше понимать, что происходит с малышом, но и вовремя заметить задержку развития.
В чем заключаются особенности психики новорожденных
Только что родившийся малыш совсем беспомощен. Главное, чем он обладает – это его рефлексы. В первую очередь, пищевые, защитные, безусловные. Через какое-то время у него начинают формироваться условные рефлексы. Ещё чуть позже у малыша появляются такие важные факторы, как зрительные и слуховые. Он уже может замечать лицо мамы, поворачивать голову в её сторону, улыбаться ей. Когда ребёнок начинает активно двигать ручками и ножками, можно считать, что период новорожденности завершён. Следующий этап – младенчество.
Младенчество как период острой необходимости в общении
Период времени от рождения ребёнка до годовалого возраста называется младенчеством. Этот промежуток насыщен важным для ребёнка видом деятельности – общение с родителями. Оно проявляется активным «агуканьем», реакцией ребёнка на появление перед глазами мамы или папы, других близких людей. Ребёнок в этом возрасте активен для привлечения внимания родителей. Он реагирует на все раздражающие его факторы доступным ему способом – плачем и криком. Общение в этом возрасте формируется важнейшее для ребёнка ощущение себя как независимого, отдельного существа, личности.
Нормы развития детей в раннем детстве
Этот период длится от года до трёх. Благодаря тому, что ребёнок обнаруживает вокруг себя множество неизвестных предметов, у него начинается активный период манипулятивно-предметной деятельности. Он хочет их исследовать, попробовать на вкус, проверить их прочность. Слушая речь взрослых, он узнает их название. В процессе разговора взрослых стремится принять в нем участие.
Среди психических особенностей данного периода можно выделить: начало восприятия себя как личности, формирование самооценки, попытки соблюдения установленных правил, овладение предметами, усвоение названий предметов и действий и др.
В этом возрасте ребёнок чаще всего не может заниматься каким-либо делом без участия в нём старших. Он включается в игру только после того, как взрослый показывает ему как выполнять конкретное действие. Постепенно происходит формирование самостоятельности, которое достигает пика в период трёх лет.
Особенности психики детей дошкольного возраста
Начиная с трёх и до шести-семи лет у детей длиться дошкольный возраст. Этот этап характеризуется активной игровой деятельностью. Благодаря включению в сюжетно-ролевые игры, дети познают отношения. В этот период происходит развитие личностной сферы психики.
В этом возрасте дети уже хорошо говорят, их речь понятна не только близким, но и посторонним людям. Они понимают, что все действия имеют смысловую нагрузку, поэтому всё чаще задают вопросы «почему?» и «зачем?». Таким образом они пытаются установить причинно-следственные связи между событиями, людьми, предметами.
Дети 3-6 лет очень нуждаются в общении со сверстниками. Они учатся взаимодействовать между собой, налаживают свои коммуникативные способности.
Как определить наличие отклонений в развитии маленьких детей?
Обследование детей могут производить только специалисты, которые и выносят заключение относительно наличия отклонений в развитии ребёнка. Для таких обследований чаще всего предлагают пройти консультации у психиатров, психологов, дефектологов и логопедов. Различают психологическую и медицинскую диагностику.
Постановка диагноза, связанного с задержкой развития ребёнка – это заключение не на всю жизнь. При активном участии родителей, подключении таких специалистов, как детский психолог, дефектолог и логопед, возможно достичь существенных изменений в развитии ребёнка и снять диагноз.