Какую работу дефектолог проводит с детьми
Дефектолог проводит довольно широкий спектр занятий с детьми. Он занимается обучением, воспитанием, знакомит с окружающим миром. И это только при поверхностном рассмотрении. Если изучать подробно, то работа дефектолога включает в себя довольно обширный перечень видов деятельности.
Конкретная программа формируется в соответствии с видами и сложностью нарушений у ребенка. Главная цель у всех этих занятий – это формирование речевых навыков и мотивации к обучению.
В любом случае программа может быть составлена только на основании первичного обследования, которое должен провести учитель-дефектолог на первом занятии. Его цель- изучение всех сторон развития ребенка. На основании проведенного обследования дефектолог может сделать вывод о том, как дети реагируют на контакт, как себя ведут при этом, насколько быстро включаются в работу. Дефектолог может сделать выводы о скорости зрительного и слухового восприятия, о способностях быстро воспринимать инструкции и умении следовать им.
Групповые или индивидуальные занятия с дефектологом
Именно дефектолог может определить, какие занятия – групповые или индивидуальные, будут способствовать быстрейшему развития каждого конкретного ребенка.
Заблуждением является мнение о бесспорном преимуществе индивидуальных занятий перед групповыми. Существует ряд особенностей, при которых ребенку показаны именно занятия со сверстниками, имеющими такие же проблемы. Существуют и такие дети, с которыми занятия в группе провести не получится. Такими особенностями характеризуются дети с аутическими отклонениями.
Читайте также: Как развить речевые навыки ребенка?
Направления занятий с дефектологом
Как отмечалось выше, занятия с дефектолог предполагают многочисленные направления.
В первую очередь, это ознакомление с окружающим миром. Такие занятия помогают сформировать у ребенка представления о предметах и явлениях, которые его окружают. Одновременно развиваются такие качества, как внимательность, ответственность.
Занятия дефектолога детьми предполагает и знакомство с простейшими геометрическими фигурами, рассматриваются такие понятия, как величина и форма предметов. Разбираются пространственные понятия: право, лево, вниз, вверх и др.
Когда дефектолог занимается с детьми, обязательно выполняются задания по сенсомоторике. Развитие мелкой моторики пальчиков, ощущений, вкусов, запахов. Это помогает всесторонне развивать ребенка с особенностями и ускоряет процессы.
Если речь идет о занятиях с детьми, имеющими задержки в психическом развитии, тогда направление дефектолога заключается в обучении таких детей коммуницировать, слушать, понимать и главное – следовать условиям предложенной игры. В игровой деятельности такие дети учатся взаимодействовать друг с другом.
Когда дефектолог занимается с детьми, этот процесс не может быть обособленным от родителей. Консультирование и оказание помощи родителям – важная задача на пути к достижению поставленных результатов.
Как дефектолог строит работу с ребенком
Весь процесс строиться на основании обнаруженных нарушений. При задержках речевого развития, основная цель – помочь ребенку в этом направлении. Часто причины такой задержки кроются в проблемах со слухом. Когда ребенок плохо слышит, должным образом не коммуницирует со сверстниками и родителями, устная речь формируется долго и с отставанием. Особенно опасно это в дошкольном возрасте, когда формирование речи происходит особенно интенсивно.
Основная цель работы дефектолога – помочь ребенку с адаптацией к окружающей его жизни в саду, подготовке к школе и др. Развитие речи, социальных и бытовых навыков, его представлений об окружающем мире и его месте в нем – это глобальные цели, которые можно достичь с помощью занятий с дефектологом.