Артикуляционной гимнастикой называется комплекс специальных упражнений, целью которых является тренировка органов, которые участвуют в звукоизвлечении. Это язык, губы, щёки, нижняя челюсть.
В связи с тем, что период формирования органов речи – это довольно продолжительный процесс, дети, хотя и говорят, но многие сложные звуки они искажают. Чтобы речь становилась чище, важно развивать артикуляционную моторику. Если в речевом аппарате ребёнка есть какие-либо проблемы, это напрямую будет отражаться в его речи, в звукопроизношении.
Казалось бы, такой процесс, как говорение, одновременно задействует до ста мышц. Это мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Ребёнку важно научиться управлять всеми этими механизмами. Артикуляционная гимнастика – это упражнения именно для тех мышечных органов, которые задействованы в говорении.
Читайте также: Как развить речевые навыки ребенка?
Виды артикуляционной гимнастики
По направленности все упражнения можно разделить по группам:
- улучшают подвижность и согласованность работы органов речи;
- увеличивают силу движений органов речи;
- помогают таким органам, как язык, губы и нижняя челюсть, занимать во время речи правильную позицию.
Различают пассивную и активную артикуляционную гимнастику.
Активная форма гимнастики подразумевает, что ребёнок сам выполняет упражнения. Она действенна, когда артикуляционная моторика не имеет серьёзных нарушений, нужна лишь коррекционная работа.
Если речевые нарушения имеют более серьёзные корни и связаны с поражениями нервной системы, тогда применяется пассивная гимнастика. Логопед или дефектолог, работая с таким ребёнком, помогает речевым органам работать правильно, используя для этого специальный инструмент. Благодаря помощи зондов, шпателей, щеток или пальцев, специалист помогает органам занимать правильные места в процессе говорения конкретных звуков.
Читайте также: Упражнения на запуск речи
Как определить, какие упражнения нужны ребёнку
Если речь малыша несвязная, нет четкого разделения между гласными и согласными звуками, если ребёнку тяжело выговаривать и шипящие, и свистящие, и сонорные звуки, это может свидетельствовать о проблемах с речевым аппаратом.
Только грамотная консультация логопеда-дефектолога поможет скорректировать речь и развить правильную дикцию. Решение о том, стоит ли ребёнку заниматься пассивной гимнастикой или активной, либо ему показан курс логопедического массажа, могут принимать только квалифицированные специалисты.
Читайте также: Как дефектолог запускает речь
Основные правила артикуляционной гимнастики
Для развития дикции артикуляционные упражнения нужно делать, соблюдая ряд правил:
- системный подход – только ежедневные занятия могут привести к результату;
- короткие сеансы занятий – упражнения отнимают у ребёнка много сил, поэтому эффективнее проводить короткие занятия, чтобы он не уставал;
- игровая форма – так можно долго удерживать внимание и интерес ребёнка;
- небольшое количество упражнений за одно занятие;
- не давать за один сеанс много новых упражнений;
- счёт – эффективность можно повысить благодаря введению счёта в упражнения, так оно будет выполняться чётко и правильно;
- зеркало – все задания по артикуляционной гимнастике проходят перед зеркалом, это помогает проконтролировать правильность выполнения упражнения и способствует скорейшему запоминанию.
Консультация специалиста
Если родители заподозрили нарушения в речи, задержку речевого развития у ребёнка (Запуск речи при задержке речевого развития), стоит обратиться за консультацией к специалистам. Опытный дефектолог поможет запустить речь (Как дефектолог запускает речь), развить речевые навыки ребёнка (Как развить речевые навыки ребенка), улучшить его дикцию.
Не всегда предположения родителей относительно развития речи ребёнка являются правильными. Только специалист может оценить реальную ситуацию и сделать выводы о необходимости проведения занятий.