Развитие способностей детей: наследственность или занятия
Можно бесконечно долго спорить о том, что является ключевым моментом в развитии детских способностей – генетически заложенные природные способности или воспитание, направленное на разностороннее развитие ребёнка. Правильным будет полагать значительную роль и того, и другого фактора.
Раннее детство – важный период развития мозга ребёнка
Многочисленные исследования показывают, что тот опыт, который ребёнок приобретает в раннем детстве, определяет развитие его мозга в будущем. Поэтому понятно и вполне оправдано стремление родителей отдать своего ребёнка уже в младшем возрасте на кружки, секции, развивающие занятия.
Умеренная дошкольная подготовка, которая не связанная с посещением огромного количества кружков и секций различной направленности, а дозированная и, в первую очередь, интересная самому ребёнку, открывает перед ним безграничные возможности развития творческих и интеллектуальных способностей, приобретения бесценных навыков.
Роль родителей в развитии способностей их детей
Создание обстановки, благоприятствующей раннему развитию способностей у детей, напрямую зависит от их родителей.
Нужно наблюдать за ребенком, выясняя, что ему интересно, что нравиться, какая форма деятельности приносит ему удовольствие, а чем он занимается неохотно. Это поможет найти то самое занятие по душе.
Похвала – один из эффективных факторов, помогающих двигаться вперед не только ребёнку, но и взрослому. Не стоит ждать каких-то глобальных достижений, хвалите ребёнка даже за маленькие шажки в сторону изменений к лучшему.
Наказание – это крайний метод, который должен применяться родителями. Он применим только в отношении дисциплины, но не должен использоваться в отношении каких-то интеллектуальных неудач.
Уверенность в себе – это сильнейший двигатель в развитии способностей. Неуверенный человек не будет предпринимать новых попыток даже, если ошибся однажды. Уверенная в себе личность не остановиться даже если испытал неудачу множество раз.
Любовь родителей и поддержка всех интересов – пожалуй, лучшее, что могут дать родители своим детям. Ребёнок, который вырос в любви, чаще всего реализует свой потенциал.
Способный ребёнок – какой он?
Не нужно повторять всеми известную истину, что все дети талантливы. Просто каждый – в своём деле. Ошибочным является стремление родителей сравнить своего ребёнка с чужим, пусть и такого же возраста.
Качества, свидетельствующие о том, что ребёнок способный:
- любознательность – стремление знать всё здесь и сейчас, бесконечные вопросы обо всём на свете, исследовательская активность;
- умение прогнозировать – ребёнок способен представить результат решения проблемы, это проявляется как в бытовых вопросах, так и при решении головоломок;
- большой словарный запас — умение строить сложные предложения, правильное применение в речи сложных синтаксических конструкций, стремление придумывать новые слова для неизвестных понятий и воображаемых событий;
- изобретательность (креатив) – умение находить нестандартные решения в играх, в быту, во время занятий;
- способность к оценке – показатель наличия критического мышления у ребёнка, это его умение объективно оценивать не только чужие поступки и слова, но и свои;
- логика – важная способность ребёнка рассуждать и мыслить логически;
- настойчивость – качество, позволяющее двигаться к цели, идти к ней несмотря на наличие преград на пути;
- требовательность – умение доводить до логического завершения начатое дело, не бросая его на пути и не соглашаясь на уровень ниже, чем это необходимо.
Как выбрать направление развития способностей у ребёнка
Центры развития детей позволяют дать возможность ребёнку попробовать свои силы в различных направлениях. Это поможет ему определиться, выбрать именно ту деятельность, которая ему больше всего по душе.
Дошкольная подготовка поможет ребёнку гармонично развиваться во многих творческих и интеллектуальных направлениях. Занятия будут способствовать гармоничному развитию личности, принесут массу положительных эмоций, радость общения со сверстниками и педагогами. Игровая форма способствует развитию интереса к творчеству (развитие творческого мышления у ребенка) и познанию.