Адаптация к школе
Новым и важным этапом в жизни ребёнка является школа. Это период, насыщенный изменениями: новый режим, новое здание, новые требования, новые люди вокруг. Эти факторы могут негативно сказаться на психике ребёнка.
Под адаптацией стоит понимать совокупность факторов, воздействующих на первоклассника.
Если ребёнок отлично усваивает школьную программу, это вовсе не значит, что он успешно адаптировался к школе. Ведь существует несколько видов адаптации. Каждая из них проявляется по-своему:
- организационная связана со всеми моментами, касающимися нового режима, правил поведения, обязанностей ученика;
- социальная проявляется в общении ребёнка со сверстниками, учителями;
- учебно-мотивационная выражается в успеваемости ребёнка, уровне его мотивации;
- психологическая (Психологическая готовность ребенка к обучению в школе) считается самой важной, характеризуется реакцией ребёнка ту новую для него роль, которую ему приходится выполнять в социуме – роль ученика.
Говорить об успешной подготовленности к школе можно лишь когда все вышеперечисленные виды адаптации не вызывают никаких трудностей у ребёнка. Однако это большая редкость. Чаще всего дети всё-таки испытывают стресс на определённом уровне, поэтому им требуется помощь и поддержка взрослых.
Основные источники проблем в адаптации первоклассников
Безусловно, все дети разные. У каждого из них будут свои проблемы и степень адаптации. Задача родителей и педагогов — минимизировать стресс для детей. Как показывает практика, самыми частыми проблемами для малышей являются:
- изменение режима – требование сидеть весь урок и слушать учителя для многих детей является очень сложным, практически невыполнимым заданием;
- недостаток движения – малоподвижный образ школьной жизни для детей, привыкших активно двигаться, сложно даётся первоклассникам;
- ответственность – школьник должен следить за тем, чтобы вовремя собрать рюкзак подготовить все домашние задания, не опоздать на урок и ещё много других моментов, за которыми нужно следить и отвечать ребёнку;
- самостоятельность – многие моменты, которые раньше за ребёнка делали родители, теперь приходится выполнять самостоятельно (подготовиться к уроку, записать домашнее задание в дневник, сходить покушать в столовую, забрать из гардероба куртку и др.).
Далеко не всегда все эти моменты будут удаваться и проходить гладко. Важно поддерживать своего школьника, давать ему понять, что ошибаться может каждый и в этом нет ничего страшного.
Читайте также: Как подготовить ребенка к школе самостоятельно?
Как родители могут помочь в адаптации к школе
Родители оказывают огромное влияние на ребёнка. Их поддержка и реакция в стрессовых для школьника ситуациях может как усугубить проблему, так и помочь выйти из неё.
Чтобы облегчить процесс адаптации к школе, родители должны показывать, что верят в него. Не стоит требовать от него мгновенных результатов. Рассказывайте о том, как было, когда вы учились в школе. Расспрашивайте о каждом новом дне, о его волнениях и переживаниях.
Огромное значение в лёгкой адаптации отводится режиму. Важно обеспечить в этот период ребёнку прогулки на свежем воздухе, здоровый полноценный сон, правильное сбалансированное питание. Следите, чтобы домашние задания выполнялись ребёнком в период наивысшей активности организма – до 18.00 часов. После этого времени продуктивность ребёнка снижается, и работа над домашними заданиями не будет быстрой и эффективной.