Когда у детей может развиться двуязычие (билингвизм)
Выделяют два вида условий, при которых ребёнок одновременно овладевает двумя языками. Это условия, которые носят естественный или искусственный характер. С искусственным билингвизмом всё довольно просто — он является следствием мероприятий, направленных на целенаправленное изучение иностранного языка.
А вот развитие естественного двуязычия у детей может быть вызвано многочисленными факторами.
Если родители внутри семьи поддерживают общение на двух языках. Чаще всего это происходит из-за того, что родители являются представителями разных лингвистических систем. Ребёнок в такой ситуации невольно слышит эту речь и одновременно усваивает нормы обоих языков.
При переезде в другую страну, где язык народа отличается от родного языка ребёнка, он вынужден изучать и использовать иностранный язык в быту, обществе, для общения со сверстниками, в детском саду и др. При такой резкой смене обстоятельств происходит весьма спонтанное изучение языка, вызванное погружением ребёнка сразу в иностранную речевую среду.
Наличие ограниченного иностранного окружения, с которым ребёнок вынужден общаться на его языке. Попадание в другую языковую среду рано или поздно приведёт к тому, что ребёнок будет осваивать нормы чужой речи.
Двуязычие (билингвизм) детей: плохо или хорошо?
Уже на протяжении многих лет исследования лингвистов и логопедов позволяют выдвигать всё новые теории, относительно правильности воспитания детей в среде двуязычия. Существует огромное количество специалистов, которые назовут как массу плюсов, так и минусов в развитии билингвизма у дошкольников.
Среди минусов называют более позднее формирование у детей речи фразами, а не отдельными словами. Это вполне логично, ведь усвоить одновременно два лексических словаря для детей раннего возраста – довольно сложная задача.
Смешение двух разных языков – это нормальная ситуация для дошкольников, которые оказались в условиях двуязычия. Понимание того, что их нужно разграничивать и тем более умение это делать, придут немного позже. Дайте ребёнку возможность привыкнуть к таким условиям и адаптироваться к ним.
Что касается положительных факторов билингвизма, то их также предостаточно. Дети, одновременно овладевающие двумя языками, отличаются хорошей памятью, у них более развит навык переключаться между задачами (многозадачность), они отличаются гибкостью мышления, более развитой логикой, абстрактным мышлением. Дошкольники, которые говорят сразу на двух языках вырастают более терпимыми к людям других взглядов, они менее резко реагируют на иную точку зрения и отличное от их поведение. Такие дети отличаются хорошими коммуникативными навыками.
В чём заключаются особенности двуязычия у детей дошкольного возраста
Дети дошкольного возраста обладают отличными приспособительными способностями головного мозга, что способствует активному усвоению двух языков естественно, без негативных последствий.
Каждый из изучаемых ими языков занимает свою нишу. Артикуляционный аппарат подстраивается под тот тип произношения, который свойственен конкретному языку. Некоторое смешение может происходить, но это явление носит лишь временный характер и в скором времени всё становится на свои места.
Научно доказано, что дети дошкольного возраста гораздо быстрее и проще усваивают два языка, чем это происходит у детей школьного возраста. Занятия английским для дошкольников позволят ребёнку уже в раннем возрасте погрузиться в среду иностранного языка и начать увлекательный процесс его познания.